В процесс инклюзивного образования наша школа включилась в 2011 году с появлением первых учащихся, получивших статус детей с ограниченными возможностями здоровья. За 9 лет коллективом школы проделана серьезная работа по созданию необходимых условий для обучения, воспитания, развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
С каждым годом проблема инклюзивного образования приобретает для нашей школы всю большую актуальность: увеличивается контингент учащихся с отклонениями в развитии, а также расширяется перечень нарушений, требующий от школы создания специальных образовательных условий для полноценного и гармоничного обучения данной категории детей.
Динамика количества обучающихся с ОВЗ
(2015-2020 гг.)
Такое увеличение числа обучающихся с ОВЗ обусловлено усилением роли просветительской работы с родителями, которую проводят педагогические коллективы образовательных учреждений нашего поселения. Если раньше родители, чьи дети имели нарушения в развитии, не решались обращаться в ПМПК, то сегодня эти барьеры успешно преодолеваются. Главная задача администрации, педагогов и специалистов школы – разъяснить родителям, как важно своевременно оказать ребенку психолого-педагогическую поддержку, создав ему все необходимые условия для освоения образовательной программы.
С каждым годом расширяется и перечень нарушений, выявляемый у обучающихся. Если три года назад основной контингент обучающихся с ОВЗ нашей школы составляли дети с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями, то сегодня мы обучаем и детей с тяжелыми нарушениям речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Целью инклюзивного образования в нашей школе является создание безбарьерной среды в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наша миссия заключается в создании таких условий для обучения и социализации детей, чтобы они не чувствовали ограничений в своих возможностях.
Для реализации этой цели в школе создана модель инклюзивного образования, которая позволяет включить ребенка с ОВЗ в образовательное пространство таким образом, чтобы были реализованы его особые образовательные потребности.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности всегда персонифицировано и направлено на конкретного ученика. В нашей школе субъектами психолого-педагогического сопровождения в рамках работы с учащимися с ОВЗ являются: классный руководитель; учителя-предметники; педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог; педагог-организатор, родители и родственники ученика.
Объектом психолого-педагогического сопровождения является ученик, который имеет свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, другими учащимися, свой путь развития. Особенности конкретного ребенка влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения его индивидуальной образовательной деятельности.
ФОРМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, успешная интеграция в социум.
Основными формами психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ являются: психолого-педагогический консилиум, диагностика, коррекционно-развивающие занятия со специалистами, консультации родителей и детей, просвещение педагогов и родителей.
1.Психолого-педагогический консилиум школы
Для решения актуальных вопросов сопровождения обучающихся с ОВЗ в школе создан и успешно функционирует Психолого-педагогический консилиум. Он представляет собой команду единомышленников, объединенных общей целью – организация и реализация всех необходимых условий для гармоничного развития, успешного обучения и благополучной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Свою деятельность консилиум реализует в соответствии с Положением.
В состав ППк входят заместители директора по учебно-воспитательной работе в начальном и основном звене, и специалисты психолого-педагогической службы школы – педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог. Общее руководство консилиумом осуществляет директор школы, председателем консилиума является завуч по УВР, обязанности секретаря консилиума выполняет педагог-психолог.
Цель работы ППк – комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК и ППк.
Основными формами работы консилиума школы являются заседания ППк, диагностические обследования учащихся (фронтальные и индивидуальные), консультации и просветительские беседы с родителями.
2.Диагностика
Диагностика обучающихся с ОВЗ проводится в три этапа всеми специалистами ППк: психологом, логопедом, дефектологом, учителем, при необходимости социальным педагогом.
Вид диагностики |
Цель |
Входная |
Определение основных мишеней коррекционно-развивающей работы с ребенком ОВЗ для успешного освоения им адаптированной образовательной программы |
Промежуточная |
Отслеживание динамики развития ребенка, оценка эффективности применения психолого-педагогических средств, приемов, техник |
Итоговая |
Оценка эффективности реализованных коррекционных программ и адаптированной образовательной программы в целом |
3.Коррекционно-развивающая работа
Получив результаты входной диагностики уровня познавательного, речевого и эмоционального развития обучающегося с ОВЗ, определяется индивидуальный образовательный маршрут и разрабатывается адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ, в которой прописывается объем и вид коррекционной помощи специалистов сопровождения.
Специалист сопровождения |
Цель работы |
Педагог-психолог |
Коррекция и развитие высших психических функций, развитие эмоционально – волевой и личностной сфер, коммуникативных навыков, создание условий для успешной адаптации ребенка с ОВЗ в коллективе сверстников |
Учитель-логопед |
Коррекция и развитие всех сторон устной и письменной речи, мелкой и артикуляционной моторики, коррекция нарушений чтения и письма |
Учитель-дефектолог |
Оказание помощи в освоении АООП, формирование произвольной регуляции деятельности и поведения |
Социальный педагог |
Формирование и развитие социальных навыков, создание условий для благополучной социализации ребенка с ОВЗ |
4.Консультирование родителей и детей с ОВЗ
Актуальные темы консультирования
Консультирование родителей |
Консультирование детей с ОВЗ |
Принятие родителями статуса ребенка с ОВЗ |
Как найти друзей |
Гармонизация детско-родительских отношений |
Моя уникальность и неповторимость |
Актуальные вопросы обучения и воспитания ребенка с ОВЗ |
Выбор профессии |
Стиль общения и стиль воспитания |
Взаимоотношения со сверстниками |
5.Просвещение педагогов и родителей
Важной задачей в сопровождении детей с ОВЗ является повышение педагогической грамотности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия, обучения и воспитания детей с ОВЗ. Просвещение педагогов проводится специалистами ППк в соответствии с годовым планом работы.
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обучение и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ требует от педагогов и специалистов постоянного повышения уровня профессиональной компетентности. Самообразование и участие в образовательных программах, обучающих семинарах, обмен опытом в рамках педагогических марафонов, форумов позволяет педагогическому коллективу вооружаться необходимыми знаниями, новыми технологиями в области инклюзивного образования для повышения эффективности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Участие педагога-психолога в межрегиональных форумах, марафонах, семинарах
1.МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФГБОУВО Костромской государственный университет, Межрегиональный форум «Практика инклюзивного образования» 15.06.2018
2.МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФГБОУВО Костромской государственный университет, Дополнительная профессиональная программа «Клиническая психология детей и подростков» 1 марта – 10 апреля 2017
3.ООО Учебный центр «Профессионал» г.Москва, Программа «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология, разработанной в соответствии с ФГОС и Федеральным законом№ 273-ФЗ», учитель-дефектолог (олигофренопедагог) 30 августа-15 ноября 2017
4.Московский педагогический государственный университет, издательство «Первое сентября» Педагогический марафон «Комплексный подход к разработке индивидуальных программ сопровождения детей с ОВЗ на различных этапах инклюзивного образования»; «Практические приемы и техники коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), ЗПР и СДВГ»; «Нейропсихологический поход к коррекции учебных трудностей у дошкольников и младших школьников» 30 марта 2017
5.Городской центр обеспечения качества образования», Обучающий семинар «Психокоррекционная работа со школьниками с задержкой психического развития» в условиях введения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ» 9.12.2016
6.Институт практической психологии «ИМАТОН» г.Санкт-Петербург Программа «Дети с интеллектуальным недоразвитием (ЗПР, УО). Методика психокоррекционной работы» 24-26 августа 2016
7. Институт практической психологии «ИМАТОН» г.Санкт-Петербург «Нарушение когнитивной сферы у детей. Клинические методы выявления, составления заключения для ПМПК».