Инклюзивное образование

прием в школу

Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.

Инклюзивное образование

В процесс инклюзивного образования наша школа включилась в 2011 году с появлением первых учащихся, получивших статус детей с ограниченными возможностями здоровья.  За 9 лет  коллективом школы проделана серьезная работа по созданию необходимых условий для обучения, воспитания, развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

С каждым годом проблема инклюзивного образования приобретает для нашей школы всю большую актуальность: увеличивается контингент учащихся с отклонениями в развитии, а также расширяется перечень нарушений, требующий от школы создания специальных образовательных условий для полноценного и гармоничного обучения данной категории детей.

Динамика количества обучающихся с ОВЗ

(2015-2020 гг.)

Такое увеличение числа обучающихся с ОВЗ обусловлено усилением роли просветительской работы с родителями, которую проводят педагогические коллективы образовательных учреждений нашего поселения. Если раньше родители, чьи дети имели нарушения в развитии, не решались обращаться в ПМПК, то сегодня эти барьеры успешно преодолеваются. Главная задача администрации, педагогов и специалистов школы – разъяснить родителям, как важно своевременно оказать ребенку психолого-педагогическую поддержку, создав ему все необходимые условия для освоения образовательной программы.


С каждым годом расширяется и перечень нарушений, выявляемый у обучающихся. Если три года назад основной контингент обучающихся с ОВЗ нашей школы составляли дети с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями, то сегодня мы обучаем и детей с тяжелыми нарушениям речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Целью инклюзивного образования в нашей школе является создание безбарьерной среды в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наша миссия заключается в создании таких условий для обучения и социализации детей, чтобы они не чувствовали ограничений в своих возможностях.

Для реализации этой цели в школе создана модель инклюзивного образования, которая позволяет включить ребенка с ОВЗ в образовательное пространство таким образом, чтобы были реализованы его особые образовательные потребности.



Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности всегда персонифицировано и направлено на конкретного ученика. В нашей школе субъектами психолого-педагогического сопровождения в рамках работы с учащимися с ОВЗ являются: классный руководитель; учителя-предметники; педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог; педагог-организатор, родители и родственники ученика.

Объектом психолого-педагогического сопровождения является ученик, который имеет свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, другими учащимися, свой путь развития. Особенности конкретного ребенка влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения его индивидуальной образовательной деятельности.

ФОРМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, успешная  интеграция в социум.

Основными формами психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ являются: психолого-педагогический консилиум, диагностика, коррекционно-развивающие занятия со специалистами, консультации родителей и детей, просвещение педагогов и родителей.

1.Психолого-педагогический консилиум школы

Для решения актуальных вопросов сопровождения обучающихся с ОВЗ в школе создан и успешно функционирует Психолого-педагогический консилиум. Он представляет собой команду единомышленников, объединенных общей целью – организация и реализация всех необходимых условий для гармоничного развития, успешного обучения и благополучной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Свою деятельность консилиум реализует в соответствии с Положением.

В состав ППк входят заместители директора по учебно-воспитательной работе в начальном и основном звене, и специалисты психолого-педагогической службы школы – педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог. Общее руководство консилиумом осуществляет директор школы, председателем консилиума является завуч по УВР, обязанности секретаря консилиума выполняет педагог-психолог.

Цель работы ППк – комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК и ППк.

Основными формами работы консилиума школы являются заседания ППк, диагностические обследования учащихся (фронтальные и индивидуальные), консультации и просветительские беседы с родителями.

2.Диагностика

Диагностика обучающихся с ОВЗ проводится в три этапа всеми специалистами ППк: психологом, логопедом, дефектологом, учителем, при необходимости социальным педагогом.

Вид диагностики

Цель

Входная

Определение основных мишеней коррекционно-развивающей работы с ребенком ОВЗ для успешного освоения им адаптированной образовательной программы

Промежуточная

Отслеживание динамики развития ребенка, оценка эффективности применения психолого-педагогических средств, приемов, техник

Итоговая

Оценка эффективности реализованных коррекционных программ и адаптированной образовательной программы в целом


3.Коррекционно-развивающая работа

Получив результаты входной диагностики уровня познавательного, речевого и эмоционального развития обучающегося с ОВЗ, определяется индивидуальный образовательный маршрут и разрабатывается адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ, в которой прописывается объем и вид коррекционной помощи специалистов сопровождения.

Специалист сопровождения

Цель работы

Педагог-психолог

Коррекция и развитие высших психических функций, развитие эмоционально – волевой и личностной сфер, коммуникативных навыков, создание условий для успешной адаптации ребенка с ОВЗ в коллективе сверстников

Учитель-логопед

Коррекция и развитие всех сторон устной и письменной речи, мелкой и артикуляционной моторики, коррекция нарушений чтения и письма

Учитель-дефектолог

Оказание помощи в освоении АООП, формирование произвольной регуляции деятельности и поведения

Социальный педагог

Формирование и развитие социальных навыков, создание условий для благополучной социализации ребенка с ОВЗ

4.Консультирование родителей и детей с ОВЗ

Актуальные темы консультирования

Консультирование родителей

Консультирование детей с ОВЗ

Принятие родителями статуса ребенка с ОВЗ

Как найти друзей

Гармонизация детско-родительских отношений

Моя уникальность и неповторимость

Актуальные вопросы обучения и воспитания ребенка с ОВЗ

Выбор профессии


Стиль общения и стиль воспитания

Взаимоотношения со сверстниками


5.Просвещение педагогов и родителей

Важной задачей в сопровождении детей с ОВЗ является повышение педагогической грамотности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия, обучения и воспитания детей с ОВЗ. Просвещение педагогов проводится специалистами ППк в соответствии с годовым планом работы.


ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обучение и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ требует от педагогов и специалистов постоянного повышения уровня профессиональной компетентности. Самообразование и участие в образовательных программах, обучающих семинарах, обмен опытом в рамках педагогических марафонов, форумов позволяет педагогическому коллективу вооружаться необходимыми знаниями, новыми технологиями в области инклюзивного образования для повышения эффективности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Участие педагога-психолога в межрегиональных форумах, марафонах, семинарах

1.МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФГБОУВО Костромской государственный университет, Межрегиональный форум «Практика инклюзивного образования» 15.06.2018

2.МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФГБОУВО Костромской государственный университет, Дополнительная профессиональная программа «Клиническая психология детей и подростков» 1 марта – 10 апреля 2017

3.ООО Учебный центр «Профессионал» г.Москва, Программа «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология, разработанной в соответствии с ФГОС и Федеральным законом№ 273-ФЗ», учитель-дефектолог (олигофренопедагог) 30 августа-15 ноября 2017

4.Московский педагогический государственный университет, издательство «Первое сентября» Педагогический марафон «Комплексный подход к разработке индивидуальных программ сопровождения детей с ОВЗ на различных этапах инклюзивного образования»; «Практические приемы и техники коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), ЗПР и СДВГ»; «Нейропсихологический поход к коррекции учебных трудностей у дошкольников и младших школьников» 30 марта 2017

5.Городской центр обеспечения качества образования», Обучающий семинар «Психокоррекционная работа со школьниками с задержкой психического развития» в условиях введения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ» 9.12.2016

6.Институт практической психологии «ИМАТОН» г.Санкт-Петербург Программа «Дети с интеллектуальным недоразвитием (ЗПР, УО). Методика психокоррекционной работы» 24-26 августа 2016

7. Институт практической психологии «ИМАТОН» г.Санкт-Петербург «Нарушение когнитивной сферы у детей. Клинические методы выявления, составления заключения для ПМПК».